Пошаговая инструкция разбора
Иногда возникает необходимость его разборки по следующим причинам:
- Сильное засорение.
- Заклинило патрон.
- Износ кулачков.
Практика показывает, что самый простой и распространённый способ разборки осуществим при помощи перфоратора.
Пошаговая инструкция:
- Снимаем пыльник с перфоратора.
- Вставляем небольшой переходник.
- Кулачки перфоратора задвигаем внутрь, разжимая патрон до максимума.
- Между патроном и стеной закладываем какой-нибудь амортизационный материал, кусок структурированного полистирола, например, или резины.
- Прижимаем перфоратор вместе с разбираемым патроном и амортизатором к стене.
- Включаем перфоратор, поставив его в режим удара.
- Через несколько секунд детали патрона будут раскручены, то есть патрон разобран.
- Теперь следует вынуть кулачки и произвести визуальный осмотр.
Если дрелью пользовались для сверловки стен, то высока вероятность присутствия внутри оснастки пыли, цемента, мелких частиц кирпича и так далее. Необходимо извлечь весь мусор, если понадобится, промыть детали керосином. Потом, протерев детали, смазать их консистентной смазкой.
Важно — не менять кулачки местами. Для того чтобы этого избежать следует использовать маркировку, подписав каждый из них, а также и посадочные места. Далее необходимо сделать следующее:
Далее необходимо сделать следующее:
- Выдвигаем кулачки вперёд.
- Устанавливаем гайку (состоит из двух сухарей), с помощью которой ключом можно раскручивать и закручивать патрон на место.
- Кулачки прячем внутрь устройства путём его откручивания.
- Обойму патрона устанавливаем на место.
- Запрессовываем обойму. Это можно сделать различными способами, например, с помощью токарного станка. В этом случае передняя часть оснастки зажимается в патрон станка, а задняя поджимается задней бабкой. Более простой «домашний» метод заключается в следующем: берётся массивная металлическая плита, на которую ставится разбираемая оснастка. На верхнюю его часть кладётся толстая шайба из цветного металла. Нанося лёгкие удары молотком по шайбе, запрессовываем обойму на место.
Узел пригоден к дальнейшей эксплуатации.
Как разобрать патрон перфоратора?
Иногда перед мастером встаёт необходимость разборки патрона по разным причинам: будь то ремонт, чистка инструмента, смазка или замена определенных частей. Для грамотной разборки патрона перфоратора, в первую очередь, необходимо знать компанию изготовителя, так как процесс разбора зависит именно от этого пункта.
Среди современных производителей электрических перфораторов наиболее популярными являются Bosh, Makita и Interskol. Данные бренды успели зарекомендовать себя на строительном рынке как изготовителем качественной продукции.
В принципе, особой разницы между устройством перфораторов разных компаний нет, но есть небольшие нюансы, которые быстро решаются по мере разборки патрона.
Рассмотрим, как разобрать патрон от электрических дрелей Bosh, так как данный бренд наиболее популярный и покупаемый.
Для начала следует отодвинуть пластиковую деталь и снять уплотнитель из резины. При помощи отвертки необходимо очень аккуратно убрать кольцо, которое фиксирует конструкцию, и шайбу. Под данной деталью находится ещё одно фиксирующее кольцо, которое нужно повернуть, а затем поддеть инструментом и убрать.
Далее находится зажим SDS, который включает в себя три детали: шайба, шарик и пружина. SDS необходимо разбирать строго по правилам: в первую очередь, достаётся шарик, потом – шайба, а последней идёт пружина
Важно соблюдать данную последовательность, чтобы не повредить внутреннее устройство
Выбор насадок – несколько советов!
Производители, пытаясь угодить потребителям, предлагают различные переходники, благодаря которым на SDS-max, например, можно поставить бур с хвостовиком SDS-plus. Ладно бы, если только так, но на прилавках вы найдете и переходники с меньшего на больший диаметр! Ни в коем случае не используйте их! Инструмент легкого или среднего класса физически не предусмотрен для работы с насадками для тяжелых инструментов. Это как если бы человека, который не занимается активно спортом, заставили бы пробежать марафон на 42 км. Вполне возможно, что он бы даже добежал до финиша, но вряд ли это прибавило бы ему здоровья.
Буры для перфораторов обычно продаются сразу упаковками – дело в том, что они практически не подлежат ремонту. Наибольшим спросом пользуются насадки-буры, которые во многом похожи на сверло для дрели, хотя, если присмотреться, вы заметите существенную разницу в заточке режущей кромки и строении спирали. Кстати, чем больше спираль закручена, тем лучше произойдет отвод отходов, тем быстрее удастся засверлить отверстие. Однако высокой прочностью такие буры похвастаться не могут. Чем меньше закручена спираль – тем выше прочность!
Неисправности перфоратора
Условно все повреждения инструмента можно разделить на две основные группы — электрические и механические.
Механические повреждения. Зачастую обнаружить неисправность механического типа можно даже на слух. Появление скрежета и повышенного шума во время работы устройства сигнализируют оператору о необходимости провести проверку и ремонт перфоратора. А также возможно повышение вибрации прибора и появление неприятного запаха из корпуса устройства.
К механическим неисправностям относятся:
- поломка устройства, которое осуществляет переключение режимов работы прибора;
- преждевременный износ резиновых уплотнителей бойка и ударника;
- повреждение ударного механизма;
- износ ствола агрегата;
- поломка рабочих зубьев шестерёнок;
- неисправность патрона для удержания ударных приспособлений.
Электрические неисправности
Этот тип поломок также может сопровождаться появлением неприятного запаха из корпуса прибора, а также наличием искрения при вращении двигателя
Особое внимание нужно обратить на появление дыма и быстрый нагрев деталей электродвигателя
К неисправностям электрического типа относятся:
- устройство не включается;
- выход из строя кнопки пуска;
- засорение коллектора электродвигателя;
- повреждение или износ щёток;
- наличие плохого электрического контакта в цепи прибора;
- потеря электрических свойств (перегорание) обмоток ротора или статора мотора.
Снятие патрона с перфоратора: ремонт, замена
Для профессионалов замена либо ремонт патрона перфоратора не составят труда. Но что же делать тем, кто строительством и ремонтом не занимается на профессиональном уровне? Поскольку любой мужчина на протяжении своей жизни хоть однажды держал в руках дрель, то он должен быть обязательно осведомлен о процессе снятия и замены ее патрона.
В первую очередь нужно определить, какой именно патрон используется в вашем перфораторе. Патрон может быть кулачковый, цанговый SDS и быстрозажимный.
Последний, в свою очередь, бывает одно- и двухгильзовый. В кулачковом патроне крепление сверла осуществляется с помощью ключа, чего не скажешь о цанговых SDS, быстрозажимных.
Для замены сверла в цанговом SDS патроне потребуется только его провернуть.
Замену патрона на перфораторе нужно начинать с изучения креплений. Держится он винтовым стержнем либо же шпинделем. В большинстве случаев снятие патрон не составляет особого труда.
Однако иногда встречается более крепкая фиксация, требующая терпения, а также дополнительных инструментов. Крепко зафиксированный патрон можно снять с помощью молотка, ключа и отвертки.
Снятие происходит таким образом:
- нужно постучать по головке винта для ослабления фиксации;
- открутить с помощью отвертки;
- зажать патрон в ключе/тисках и прокрутить шпиндель.
Устройство патрона перфоратора
Почти любой строительный инструмент универсален, и перфоратор не стал исключением. Для них имеется много различных насадок, патронов, переходников. Основа для произведения любой работы — патрон.
Переходник для перфоратора используют для установки сверла, непосредственно снятого с обычной дрели.
Как насадки, так и сверла обладают огромным разнообразием и выбираются в соответствии с поставленными задачами.
Дома нужно всегда держать сменный патрон для перфоратора, так как в любой момент один вполне может выйти из строя. Необходимо отметить тот факт, что для каждого вида работы лучше использовать различные патроны. Основные виды патронов:
- быстрозажимной: прекрасно подходит в случае частой смены насадок во время работы;
- ключевой: предназначается для больших сверл.
Чтобы знать, как произвести ремонт патрона перфоратора, нужно изучить его непосредственное устройство. В свое время крепление сверла производилось с помощью подвижных кулачков, но прогресс на месте не стоит.
В SDS сверла фиксируются с помощью 2-х направляющих клиньев, а также 2-х стопорных шариков. Отличие SDS-plus и SDS-max лишь в количестве направляющих клиньев. Так, крепление получается надежным и быстрым.
Упростилось фиксирование самой насадки: необходимо вставить в гнездо патрона выбранную насадку, слегка надавить, дождаться щелчка. Так, насадка будет хорошо зафиксирована. И съем сверла не представляет особой сложности: нужно нажать на подвижную крышку, в результате чего извлечется бур.
Дополнительно перфоратор может включать компоненты в виде:
- регулятора оборотов;
- электронного реверса;
- щеточного реверса;
- системы быстрой замены;
- иммобилайзера;
- индикаторов;
- антивибрационной системы;
- фрикционной муфты.
Как разбирается патрон перфоратора
В процессе разборки патрона нужно учесть производителя, так как и разборка патрона перфоратора существенно отличается. Сегодня к списку популярных можно отнести:
- патроны для перфоратора bosch;
- патроны для перфоратора makita;
- патроны для перфоратора интерскол.
Рассмотрим процесс разборки на примере патрона на перфоратор фирмы Бош:
- Отодвинуть пластиковую часть, снять резиновый уплотнитель.
- С помощью отвертки аккуратно снять фиксирующее кольцо.
- Затем фиксирующая шайба.
- За шайбой находится второе кольцо. Его нужно повернуть и снять, поддев отверткой.
- За пластиковой частью расположен SDS зажим, который состоит из пружины, шайбы и шарика. Первым нужно вынуть шарик, после шайбу и пружину.
Разборка патрона производится с различными целями в виде:
- ремонта;
- замены отдельных деталей;
- чистки;
- смазки.
Патрон для перфоратора Макита разбирается идентично, за исключением отдельных нюансов, учитывающихся из конструкции патрона.
Замена патрона на перфораторе + ()
Как отмечалось ранее, не любой патрон сможет подойти на любую дрель. Мы рассмотрели, как производится процесс снятия, разборки патрона. Для установки нового патрона нужно выполнить следующие этапы в виде:
- наворачивания патрона на дрель;
- вставки винта в гнездо;
- закручивания винта при помощи отвертки.
Другие патроны
Из других патронов стоит упомянуть сменный патрон для некоторых моделей Бош. Он комплектуется двумя насадками. По желанию, можно снимать патрон SDS-plus и устанавливать быстрозажимной патрон для сверла. Устройство насадки для буров и пик схожее с обычным патроном для других перфораторов того же размера. Внизу имеются фиксирующие элементы и паз, по которым он держится на быстросъёмном механизме. В верхней части — корпус патрона, на котором стоит шарик, пружина, пластиковый кожух, стопорные и упорные кольца, резиновый пыльник.
Насадка для свёрл и мешалок — такое же, как и у обычного сверлильного патрона. Он состоит из двух частей, соединённых подвижной резьбой с мелким шагом. Верхняя быстрозажимная выполнена из пластика, и для её демонтажа требуется снять фиксирующее верхнее широкое кольцо. Дальше патрон легко разбирается, вынимаются зажимные кулачки и можно произвести его обслуживание.
Патрон дрели для перфоратора или как вставить в инструмент обычное сверло
Если ваш перфоратор со съемным патроном, то можно купить дополнительно цанговое устройство с креплением под перфоратор. Если нет, тогда можно воспользоваться специальным переходником, о котором уже упоминалось в материале выше. Это специальный переходник, который состоит из хвостовика типа SDS-plus, а также резьбы, на которую завинчивается обычный цанговый патрон от дрели. Такой переходник стоит недорого, и цена его составляет около 50 рублей.
Достоинство такого приспособления в том, что для установки цилиндрических насадок, не понадобится снимать штатный крепежный элемент из инструмента. Цанговый патрон можно снять от дрели и перфоратора. Установка такого переходника позволит применять перфоратор для сверления металла и дерева сверлами с цилиндрическими хвостовиками.
В итоге следует отметить, что патрон от перфоратора — это важный элемент, который всегда должен быть исправным. От его исправности зависит эффективность самого инструмента. Перед тем, как вставлять бур в инструмент, не забывайте смазывать хвостовик, так как от зависит срок службы не только насадки, но и деталей самого инструмента. Ремонт (если не держит бур) и снятие патрона несъемного типа показан на видео ниже.
https://youtube.com/watch?v=HwngBX78XrE%3F
Публикации по теме
Насадки для реноватора: важная информация о расходных материалах
Квадратное сверло или как просверлить отверстие квадратной формы разными способами
Искрение щеток на болгарке причины и особенности их замены
Резка керамической плитки болгаркой и как правильно выполнять
Диагностика неисправностей перфоратора
Если в процессе эксплуатации становятся очевидными неполадки в работе перфоратора, следует отключить его от электропитания и произвести наружный осмотр. Если внешние признаки поломки не найдены, придётся разбирать корпус и искать проблему внутри.
Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре. В этом случае двигатель перфоратора не включается. Для его диагностики надо тщательно осмотреть кабель, соединяющий инструмент с сетью. Он не должен быть повреждённым, переломанным или оплавленным. Исправный сетевой шнур остаётся холодным во время работы. Если провод не в порядке, его следует заменить на равноценный. Сечение токопроводящих элементов должно соответствовать потребляемой инструментом мощности.
Универсальный диагностический прибор для электрических цепей
Условно все неисправности перфоратора можно разделить на две категории — механические и электрические.
К механической категории неисправностей относятся сбои в работе, которые возникают при работающем двигателе:
- бур не долбит;
- сверло не вращается;
- коронка не вытаскивается из ствола (заклинивает);
- зубило не держится в патроне (выскакивает);
- слышны посторонние звуки внутри механизма, скрежет, вибрация.
Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок
О проблемах с электрической частью перфоратора свидетельствуют следующие признаки:
- мотор при включении не вращается;
- усиленно искрят щётки на коллекторе;
- от корпуса исходит запах горелой изоляции;
- из инструмента во время работы идёт едкий дым.
Для того чтобы выяснить и устранить причину всех этих явлений, перфоратор необходимо разобрать.
Разбираем патрон перфоратора или меняем его на новый?
- 1 Патрон
- 2 Замена патрона
- 3 Бур не фиксируется
- 4 Ремонт или замена
Поломка патрона перфоратора случается редко, но всегда некстати. Хорошо, что неисправность этого узла легко устраняется своими силами. Но для этого необходимо знать его устройство.
Патрон
Все электрические перфораторы комплектуются простыми и надежными SDS-патронами. Их прототип сконструирован инженерами западногерманской фирмы Bosch. Поэтому аббревиатура в названии образована от немецких слов: Steck, Dreh, Sitzt. Которые в этом случае обозначают – «вставь», «поверни», «сидит». Сейчас производится пять модификаций этой конструкции:
- SDS. Для насадок с хвостовиком Ø 10 мм, имеющим 2 продольных паза для фиксации от проворачивания. Глубина вставления хвостовика – 40 мм. Эта конструкция отлично совмещается с насадками, имеющими хвостовики SDS-plus.
- SDS-plus. Лидер по частоте использования среди патронов для перфораторов. Предназначен для насадок с хвостовиком Ø 10 мм, имеющим четыре паза (два длинных – против проворачивания и два коротких для фиксации от выпадения). Глубина вставления – 40 мм. Применяется этот тип на легких перфораторах. Он может работать с насадками Ø 4–32 мм, длиною от 11 см до 1 м.
- SDS-top. Редко встречающийся вид. Устанавливается на средние перфораторы. Насадка для него имеет хвостовик Ø 14 мм, оснащенный двумя длинными и двумя короткими пазами. Глубина совмещения 70 мм, при диаметре бура не более 32 мм.
- SDS-max. Встречается на перфораторах лишь немного реже, чем лидер. Разработан для буров диаметром больше 2 см. Используется преимущественно с тяжёлыми перфораторами. Хвостовик для него Ø 18 мм вставляется на 9 см, имеет три длинных и два коротких паза.
- SDS-quick. Это тип предназначен для шестигранного четвертьдюймового хвостовика вместо пазов, оснащенного выступами. Он может удерживать даже сверла и биты. До 2009 г. включительно устанавливался исключительно на Bosch Uneo. Буры к нему не делают толще 1 см.
- SDS-hex. Хвостовики для работы с ним бывают лишь у пик и зубил. А комплектуют им только отбойные молотки.
Конструкции патронов перфоратора и электродрели не имеют между собой ничего общего. Патрон дрели зажимает сверло подвижными губками. В перфораторе бур фиксируется от проворачивания направляющими, входящими в пазы хвостовика.
Выпадать ему не позволяют защелки из подпружиненных шариков. Чтобы зафиксировать бур, нужно вставить хвостовик в отверстие патрона. И, нажав на насадку, ввести его внутрь до щелчка.
Для извлечения бура следует потянуть на себя пластмассовую юбку.
Замена патрона
Если у вас нет чертежа, фотографируйте процесс разборки телефоном. Это избавит вас от ошибки при сборке. Для работы понадобятся следующие инструменты: плоская отвертка, пассатижи с длинными губками, молоток и рожковый ключ.
Порядок действий:
- Снимите резиновый наконечник с торца.
- Подцепив отверткой, удалите первое стопорное кольцо.
- Потяните пластиковый кожух муфты вниз (как для смены бура).
- Демонтируйте второе стопорное кольцо тем же способом, что и первое.
- Снимите кожух муфты.
- Выньте пружину, стопорные пластины и шарики.
- Если вы можете обойтись без замены всего узла, тогда сложите стальные детали в подходящую емкость и залейте керосином.
Крепится патрон к шпинделю обычно при помощи резьбы. Зажмите его с помощью тисков или газового ключа. А шпиндель вращайте рожковым ключом за грани. Если же граней нет, то разберите корпус перфоратора, зафиксируйте шпиндель и вращайте патрон.
Осторожно. Не кладите в керосин наконечник
Так как его резина не маслостойкая, она не выдержит долгого контакта с ним.
Установка и сборка узла происходит в обратном порядке.
Бур не фиксируется
Причин того, что патрон не удерживает хвостовик бура, может быть несколько. Ниже перечислим наиболее вероятные.
- Износ корпуса, стопорных пластин или шариков.
- Ослабевание или поломка пружины фиксатора.
- Пересыхание или загустение смазки от грязи, препятствующие движению шариков-фиксаторов.
Важно. Во время сборки не смазывайте детали техническим вазелином
Он используется только при консервации. Из консистентных смазок лучше всего подойдет литол.
Если у вас нет запчастей, ремонт патрона будет простым всего в двух случаях:
- При износе шариков.
- И когда смазка, утратив пластичность, препятствует движению деталей. В других случаях проще найти узлу замену, чем отремонтировать его.
Как разобрать патрон перфоратора
Для оценки технического состояния, обслуживания или замены зажимного устройства нужно разобрать патрон перфоратора. Предварительно надевают рабочие перчатки – они минимизируют пачкание рук грязью, строительной пылью, смазкой. Вилка инструмента обязательно вытаскивается из розетки.
Ползунок или задняя муфта патрона отводится в сторону инструмента. Если он установлено вертикально – вниз.
Отвод муфты вниз
Между пыльником и ползунком вставляется прямая отвёртка и проворачивается в любую сторону либо пыльник поддевается ею.
Снятие крышки
Съёмником снимается стопорное кольцо, удерживающее подшипник.
Использование съёмника стопорных колец
Ползунок опять отводится вниз, снимается металлическая шайба для пыльника.
Извлечение прокладки
Из посадочного места вытаскивается второе стопорное кольцо. Оно побольше первого в диаметре. Снимается пластиковый пыльник.
Снятие полимерной крышки
Из отверстия вытряхивается шарик.
Снимается пружина.
Всё детали тщательно очищаются от залипшей грязи, пыли сухой тряпкой либо салфеткой.
После комплектующие желательно промыть в керосине. Много будет налёта, если вместо смазки хвостовика смазка иногда наносится внутрь патрона, чего делать категорически нельзя.
Из посадочных мест вынимается четыре шплинта. Проще всего это делать при помощи магнита.
Извлечение крепёжных элементов
Из основания вытаскивается внутренняя часть механизма, куда вставляются насадки.
Из гильзы при помощи прямой отвёртки достаётся сальник, снимается уплотнительная резинка.
Диагностика неисправностей
Приступая к осмотру перфоратора, начинают, как правило, со шнура электропитания и штепселя. Для начала его достаточно осмотреть. Для более точной диагностики используют автомобильный или бытовой амперметр или мультиметр.
Если неисправность в шнуре выявлена, его заменяют целиком, подобрав или купив новый, с сечением проводки, соответствующей энергопотреблению прибора.
Если же было выявлено, что шнур не поврежден – переходят к диагностике внутреннего устройства инструмента. Основные неисправности перфораторного инструмента подразделяются на:
- сбои в механических узлах и компонентах;
- сбои в электро-динамической «начинке».
Важно. Перед тем как своими руками вскрывать корпус прибора, рекомендуется заранее подготовить рабочее место и необходимый для диагностики и ремонта инструментарий – отвертки или многофункциональный шуруповерт, кусачки и плоскогубцы, резиновый молоток, тиски и ключи под разный диаметр гаек, магнит, набор для прочистки и смазки
Схема устройства ударного механизма, его неисправности и ремонт
Ударные механизмы перфораторов отличаются по своей конструкции, в зависимости от того, к какому семейству принадлежат аппараты. Поэтому и ремонт данных механизмов будет происходить по разным принципам.
Бочковые перфораторы
Перфораторы с вертикальным расположением двигателя обычно имеют ударный блок на основе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Ниже приведена схема ударного механизма такого типа.
На следующем фото показан аппарат в разрезе, где можно увидеть место расположения КШМ.
Ударный механизм агрегата с вертикальным двигателем может иметь следующие неисправности. У шатунного механизма имеется отдельный подшипник, который установлен на кулачке колеса с эксцентриком, но иногда он может быть расположен в основании шатуна. В некоторых моделях перфораторов на этом месте может быть установлен подшипник скольжения (вместо подшипника качения), требующий постоянного наличия смазки. Если ее нет, или она уже застарелая, то этот узел изнашивается. При ремонте придется полностью заменить шатун и эксцентриковый бочонок.
Еще одна распространенная проблема — сломался боёк. Данную неисправность можно вычислить, если вы заметили, что на вашем перфораторе больше нет удара. Чтобы добраться до бойка, потребуется полная разборка ствола устройства. Делается она следующим образом.
- Отсоедините ствол от корпуса перфоратора, снимите патрон (см. описание выше). Постучите стволом о стол, чтобы из него вывалился поршень. Возьмите резиновый молоток и выбейте ствол из корпуса.
- Снимите стопорное кольцо, удерживающее подшипник.
- Снимите сам подшипник и легким постукиванием по столу извлеките шарики.
- После извлечения 3-х шариков, можно вытянуть растровую втулку.
- Также, как и в предыдущем случае, извлеките шарики, находящиеся на втулке, только не перепутайте их с теми, что сняли раньше (эти шарики меньшего диаметра). После извлечения шариков, требуется вставить отвертку во втулку и вытолкнуть боёк.
В данном случае боёк целый. Но если он сломан, то замените его на новый
Также следует обращать внимание на уплотнительные резинки и на сальники в корпусе ствола. Если они изношены, то подлежат замене
Перфораторы пистолетного типа
Устройство ударного механизма у агрегата пистолетного типа немного отличается от такого же по назначению механизма, установленного в аппарате бочкового типа.
Главное его отличие в том, что поршень приходит в движение не при помощи шатуна, а от качающегося (“пьяного”) подшипника. Поэтому, самая частая поломка данного узла – это износ “пьяного” подшипника, который требуется заменить.
На следующем фото показан разрушенный “пьяный” подшипник, который является причиной того, что перфоратор перестал долбить.
Снимается качающийся подшипник с помощью плоской отвертки, которой нужно подцепить скобу, и извлечь ее. После этого, подшипник легко отделяется от корпуса редуктора.
При замене развалившегося подшипника следует хорошо промыть редуктор, так как именно в его корпусе могут остаться осколки сломанной детали.
После прочистки и установки нового подшипника, следует нанести жирный слой смазки в этот блок.
Также причиной того, что устройство не бьет, может послужить сломанный боек. Чтобы его достать, нужно снять стопорное кольцо, которое видно в отверстии.
Возьмите маленькую отвертку, подцепите ею кольцо, и сместите его вправо (по направлению к шестерне).
Те же действия проделайте и с другой стороны детали. Далее, вставьте отвертку в отверстие детали и продавите снятые внутренние части механизма.
После данного действия легко достанется стопорное кольцо, и корпус, в котором находится сломанный ударный боёк.
Если разобрать данный корпус, то вы увидите “виновника” неисправности, по причине которой перфоратор не долбит.
О насадках
Существует несколько типов буров и иных насадок для перфоратора:
- Стандартные прямые буры – нужны для высверливания отверстий в кирпиче, бетоне или в камне.
- Коронки – нужны для создания не очень глубоких, но широких отверстий – для распределительных коробок для электропроводки и прочего. По бетону лучше использовать коронки с алмазными кончиками.
- Зубила – можно применять для демонтажа кафельной плитки или других подобных работ. Кончик бура не закален, придется его периодически точить.
- Пики – часто используют для создания отверстий для труб.
- Буры в виде лопаток – для создания каналов под электропроводку.
Основная часть насадки – хвостовик. Именно он вставляется в патрон перфоратора. Он сделан из легированной стали и обладает высокой прочностью. На хвостовике нанесена маркировка, свидетельствующая о типе насадки.
Рабочая часть делается из специальных сталей для длительного контакта с особо твердыми неметаллическими материалами: бетон, камень.
Форма зависит от того, для чего используется насадка:
- Шнековые – нужны для создания глубоких отверстий разных диаметров.
- Буры с маленьким наклоном канавок спирали – лучше использовать для большого количества отверстий малой глубины. Не требует больших усилий во время труда.
- Буры с большим углом наклона канавок спирали – можно рекомендовать для скоростной работы с целью сделать небольшое число достаточно глубоких отверстий.
Возможные неисправности патрона и их устранение
Часто встречающаяся неисправность патрона — невозможность фиксации насадки. Вставленный бур вылетает обратно при работе. Этому есть простая причина, и каждый может устранить ее самостоятельно. Для этого нужно разобрать патрон:
- Снять резиновый пыльник, поддев его с торца маленькой плоской отверткой.
- Той же отверткой удалить стопорное кольцо.
- Снять пластмассовый пыльник.
После этого становится виден весь механизм. Чаще всего подобную неисправность вызывает износ стального кольца, фиксирующего шарики SDS-механизма. Постоянные ударные нагрузки изнашивают стенки кольца, приводя его в негодность.
Для устранения причины нужно заменить фиксирующее кольцо новым. Затем все собрать в обратном порядке.
Патроны для простых сверл не предназначены для ударных нагрузок. Что делать, если он вышел из строя? Для начала определить характер поломки. Если ключ проскальзывает при затягивании, то нужно просто его заменить. В случае неисправности внутреннего механизма, нужно на хвостовике заменить сам патрон. Для этого следует:
Зажать хвостовик в тиски.
Развести цанговый механизм на максимальный диаметр.
Открутить винт, который окажется внутри
Внимание: винт имеет нестандартную левостороннюю резьбу. Значит, откручивать его нужно по часовой стрелке.
Снять патрон с хвостовика и установить новый.
Закрутить винт.
Перед тем как вставить сверло в перфоратор с новым патроном, следует проверить его работоспособность.
Как устроены патроны для перфораторного оборудования
Чтобы эффективно использовать различные насадки для перфоратора, необходимо обеспечить их надежную фиксацию. Для этого и применяется специальный патрон. Первые его модели стали разрабатываться еще в 30-х годах прошлого века, когда на рынке появились перфораторы, серийное производство которых освоила всемирно известная компания Bosch.
Такое ручное устройство, как перфоратор, практически сразу было по достоинству оценено потребителями, поскольку с его помощью можно совмещать сверление с импульсным долблением, что значительно повышает эффективность выполняемой обработки. Основной недостаток первых моделей перфораторов был связан именно с тем, что наиболее слабым звеном в их конструкции был патрон, быстро приходящий в негодность под воздействием ударных нагрузок.
В результате длительных разработок производители перфораторов и патронов пришли к следующему выводу: чем более простой является конструкция зажимного устройства, тем более надежным в эксплуатации оно является.
Внешне перфораторный патрон представляет собой полностью закрытое зажимное устройство
В итоге было создано три основных типа патронов для перфораторов, которые в свою очередь подразделяются на подтипы.
Существуют патроны, рабочая насадка в которых фиксируется при помощи специального ключа, приводящего в действие кулачки, надежно зажимающие хвостовик используемого инструмента. Наиболее значимым достоинством патронов данного типа является то, что они обеспечивают надежное крепление инструмента, используемого в комплекте с перфоратором. Между тем, чтобы выполнить замену рабочего инструмента в таком патроне для перфоратора, потребуется потратить значительно больше времени, чем при использовании зажимных устройств других типов.
Основные типы патронов для перфоратора
Рабочая насадка перфоратора может фиксироваться на нем и посредством быстрозажимного патрона (БЗП), который приводится в действие только за счет усилия, создаваемого руками оператора. В зависимости от конструктивного исполнения, патроны данного типа могут быть одно- или двухмуфтовыми, принципы действия которых также различаются.
Более простыми в использовании являются одномуфтовые патроны, но использовать их можно только в комплекте с дрелями, на которых предусмотрена возможность автоматической блокировки рабочего вала. Для приведения в действие такого патрона достаточно усилий одной руки. Для того чтобы воспользоваться двухмуфтовым зажимным устройством, необходимо одной рукой удерживать его заднюю муфту, а второй – вращать переднюю.