Как укоротить цепь бензопилы, если она растянулась

Как выбрать цепь для бензопилы

Покупка цепной части на бензоинструмент – дело не менее ответственное, чем приобретение самой пилы. Зная ее назначение и разбираясь в главных ее технических критериях, выбор цепи упростится в разы и принесет лишь пользу. Он должен основываться на:

взаимном соответствии мощностных и технических особенностей определенной пилы и ее гарнитуры;
понимании того, будет ли возможным ее обслуживание, его частоты и объеме требуемых навыков;
абсолютном знании всех нюансов комплектации конкретной маркировки пилы

Здесь же важно понимать, можно ли будет доукомплектовать рабочий инструмент неоригинальной гарнитурой или нет;
передерживания позиции того, что 3/8 дюйма – наиболее оптимальный шаг для цепи; подборе угла заточки, который может быть 10 или 30 0;
учете размерности направляющей шины и самого режущего полотна, которые должны совпасть, чтобы цепь не провисала и не была слишком затянутой.. А том, как подгон их длины можно сделать в домашних условиях, мы расскажем далее

А том, как подгон их длины можно сделать в домашних условиях, мы расскажем далее.

Почему растягивается

Владельцы пил часто задают вопрос: «почему растягивается цепь на бензопиле?» Постараемся ответить на него. Пильная гарнитура может растягиваться по нескольким причинам.

  1. Неисправен масляный насос или он неправильно настроен. Ограниченная подача масла или его отсутствие приводит к чрезмерному нагреву при работе. Горячая цепь вытягивается в несколько раз быстрее.
  2. Работа в неблагоприятных условиях. Пыль, грязь, земля попадают на гарнитуру при работе. Частички грязи действуют как абразивный материал и постепенно протирают места соединения звеньев, в результате чего она вытягивается.
  3. Использование некачественной смазки цепи. Часто для смазки цепи применяется не рекомендованное производителем масло, а отработанное масло из двигателя автомобиля. В «отработке» присутствуют частички металла, которые тоже могут давать эффект абразивного материала.
  4. Цепь новая. Производители бензопил специально делают на пиле регулировочные винты, т. к. процесс растяжения неизбежен.
  5. Естественное растяжение, как следствие продолжительной работы.

Растяжение неизбежно, вопрос в том насколько быстро это произойдет. Можно продлить срок службы, используя качественные масла для смазки, проводя своевременную диагностику масляного насоса и делая перерывы в работе.

Такие меры способны значительно снизить вероятность растяжения, но не исключить его полностью.

Регулировка натяжения пильной цепи

Профессиональный вальщик никогда не начнёт работу бензопилой, пока не проверит натяжку цепи. Если она будет слабой, гарнитура при движении будет болтаться, соскакивать с шины и вполне может лопнуть. Чрезмерное натяжение также не сулит ничего хорошего – увеличенные нагрузки на двигатель и стремительный износ конструктивных элементов критически снижают рабочий ресурс инструмента.

В большинстве моделей натяжка пильной цепи фиксирует шину. Это значит, что если она будет недостаточной или чрезмерной, шина будет иметь увеличенный люфт, либо её звёздочка окажется зажатой и не сможет двигать гарнитуру.

Процедура натяжки пильной цепи выполняется по следующему алгоритму:

Для этого примерно по середине шины в верхней её части цепь берётся за зубец и вертикально подтягивается. При оптимальном натяжении около трети хвостовика останется в пазу шины, а сама цепь свободно вращается рукой. Если нет, значит она перетянута или ослаблена.

Перед тем, как приступить к ремонту, необходимо убедиться в том, что бензопила выключена и её случайный запуск полностью исключён.

Для этого нужно провернуть цепь рукой вдоль линии рабочего хода. Если гарнитура ослаблена, в нижней части шины вы заметите провис.

Этот узел располагается внутри фиксирующей шину крышки, которая находится возле тормозной муфты. Следует отпустить гайки-фиксаторы и провернуть натяжитель (регулирующий болт ) до достижения нормального качества натяжки при сохранении плавности хода цепи и необходимого шарнирного люфта.

Запрещается менять цепь или выполнять её регулировку в нагретом состоянии. При охлаждении металл сжимается, поэтому отрегулированная таким образом гарнитура может деформировать шину или вывести из строя двигатель.

Как укоротить цепь бензопилы своими руками?

Длительная эксплуатация гарнитуры приводит к ее постепенному провисанию. Сталкиваясь с этим впервые, многие неопытные вальщики не знают что делать, если растянулась цепь на бензопиле. Чтобы решить проблему первое, что потребуется – это оценить уровень провисания. После этого можно приступать к подготовке инструментов, которые помогут укоротить цепь на бензопиле.

Последующий порядок действий должен выглядеть следующим образом:

  1. Вначале потребуется аккуратно рассоединить звенья в провисшей части гарнитуры. Сделать это болгаркой будет довольно сложно и опасно, особенно, если ремонтируется твердая алмазная цепь. Лучше всего рассоединять звенья при помощи надфиля или обыкновенного напильника. Выполняя процедуру, необходимо сточить каждую из сторон звеньев. Затем нужно вывернуть сточенные заклепки при помощи подготовленного бородка;
  2. Сразу после того, как оператор смог аккуратно расклепать цепь, необходимо отложить отсоединенный части гарнитуры. Выбрасывать их не нужно, так как потом они могут понадобятся для замены изношенных звеньев;
  3. После этого оператор должен равномерно переклепать цепь. Для этого нужно заранее посчитать зубья, имеющиеся в устройстве пильного элемента, и аккуратно соединить между собой оставшиеся звенья, используя заклепку. Для этого нужно плотно прижать боковые части звеньев к используемой заклепке;
  4. Далее можно переходить к сварке звеньев. Приваренные друг к другу элементы потребуется тщательно зачистить надфилем, в противном случае выпуклости другие следы сварки будут сильно царапать поверхность шины;
  5. Перед тем, как заклепать цепь бензопилы, нужно дать гарнитуре остыть. После этого бытовую дрель нужно оснастить предварительно подготовленной 7-сантиметровой стальной заготовкой, выточенной из обыкновенного гвоздя;

Как правильно натянуть цепь на бензопиле?


Это еще один из вопросов, волнующих пользователей бензиновых пил любого класса мощности. В этом аспекте важна не только сама процедура натяжки, но и ее верная диагностика. Для этого необходимо взяться за верхнюю часть зуба и устремить ее вверх. При нормальном натяжении третья часть хвоста зубца должна быть в пазу самой направляющей. В случаях, если имеет место большая величина – прямой сигнал о перезатянутой цепи, а если меньшая – о провисающей цепи.

Кроме этого, цепь должна свободно перемещаться по самой направляющей.

Отклонение от нормы свидетельствует о необходимости подтянуть или ослабить, т.е. отрегулировать цепь. При провисании просто распускается натяжитель, который может иметь вид обычной гайки, держащей направляющую шины. С использованием регулировочного винта шина подается вперед, принимая то или иное натяжение. Пильный элемент должен постоянно проворачиваться руками, что достичь требуемой плавности его перемещения. В конце регулировочного акта просто затягиваются фиксаторы и можно начинать использование прибора.

Проделанные действия можно считать правильными, если при вращении цепи есть инерция, ход плавный и четкий.

Натяжка цепи на бензопиле зачастую встречается и безинструментальная, что является привилегий высокотехнологичных модификаций нынешних бензопил, где смена цепи или направляющей не требуют дополнительных инструментов и производятся за минуты.

Можно ли укорачивать

Порвалась цепь на пиле, это обычное дело и расстраиваться не стоит. Производители позаботились о том, чтобы можно было ремонтировать и укорачивать цепи. В продаже имеются запасные звенья для цепей разных видов и размеров, заклепки для цепи, расклепочные и заклепочные станки.

При помощи станков склепать цепь бензопилы в домашних условиях можно даже тем, кто никогда не занимался ничем подобным.

В продаже имеются цепи в бухтах по 50-100 метров, которые можно купить и клепать самостоятельно.

Бухты выгодно использовать профессионалам, которые работают бензопилой ежедневно, например, вальщикам леса или работникам пилорам.

Заточка с помощью напильников

Напильники являются отличным вариантом ручного инструмента, с помощью которых можно восстановить остроту зубьев.

При их использовании важно помнить о соблюдении угла заточки цепей для бензопил. Но всё же правильно будет начать с другого вопроса

Он касается того, как правильно подобрать подходящий напильник для заточки цепи от бензопилы

Но всё же правильно будет начать с другого вопроса. Он касается того, как правильно подобрать подходящий напильник для заточки цепи от бензопилы.

Подбор инструмента во многом определяет качество будущей проведённой работы. Если выбрать не тот напильник, то в лучшем случае эффективность работы зубьев упадёт ещё ниже. В худшем вы испортите цепь настолько, что восстановить её уже никак не получится.

Чтобы точить цепь бензопилы напильником, ориентируйтесь на шаг зубьев цепи.

Самые ходовые инструменты имеют шаг:

  • 1/4;
  • 0,325;
  • 3/8;
  • 0,404.

Для них, соответственно, подходят напильники такого диаметра:

  • 4,0;
  • 4,8;
  • 5,2;
  • 5,5 миллиметров.

Есть более редкие эксклюзивные пильные цепи. Для них потребуется цилиндрический аналог диаметром 3,2 миллиметра.

Для комфортной работы стоит задействовать инструменты размером 200 мм.

Технология заточки

Правильно точить цепь от бензопилы рекомендуется круглым и плоским напильником.

Вообще для работы следует подготовить такой комплект:

  • напильник круглого типа;
  • плоский заточный инструмент;
  • держатели;
  • станок для зубцов.

С помощью круглого напильника будет осуществляться обработка кромок на пильных зубцах, которые отличаются скруглённой формой. В основном берут ручные инструменты диаметром от 4 до 5,5 миллиметров.

Плоский инструмент необходим, чтобы заточить ограничители глубины. Ведь от них зависит способность цепи въедаться или вгрызаться в структуру обрабатываемого материала. В основном это дерево. Но бензопилы могут применять для раскройки и распила других материалов.

Сама правильная заточка изношенной цепи от бензопилы предусматривает проведение работы без снятия элемента с конструкции инструмента. При этом пилу следует разместить на ровной горизонтальной поверхности. Предварительно убедитесь, что включён тормоз.

Перед заточкой нужно внимательно осмотреть цепь по всей длине. Не исключено, что там образовались трещины, сколы или изломы. Некоторые дефекты оказываются настолько серьёзными, что точить такую цепь уже бессмысленно.

В процессе возврата остроты зубцам цепи от бензопилы, нужно учитывать следующие особенности технологии:

  • зубцы следует затачивать строго изнутри наружу;
  • градус проведения заточки зависит от меток, нанесённых производителем цепи;
  • зуб, который затачивается, нужно расположить посередине.

Такая работа, проводимая вручную, обязательно предусматривает использование плотных защитных перчаток, а также маски и очков. Иначе можно порезаться об зубья, либо пострадать из-за летящей металлической стружки.

Мастер может значительно упростить себе задачу. Но для этого потребуется купить специальный держатель, предназначенный для заточки. Зато с его помощью можно чётко выбрать глубину расположения ограничителя и подобрать правильный угол для заточки.

Правильный станок (с ударением на И) крепится к шине с помощью струбцин. Далее направляющие выставляются под углом, и за счёт них определяется градус заточки.

Зубец, который подвергается обработке, нужно зафиксировать упором. Поверх него устанавливается напильник.

Вне зависимости от используемых приспособлений, сначала нужно заточить кромки и только потом выровнять ограничители глубины.

Пошаговый процесс

Процесс заточки, где основную роль играет напильник, выполняется в такой последовательности:

фиксируется пила для более качественной и точной обработки;
монтируются державки, опираясь на показания шкалы;
определяется угол заточки, возвысив над остриём держатель на 1/5;
по самым тупым зубцам определяется минимальный размер точения;
обработка выполняется с помощью круглого напильника;
важно совершать плавные движения от себя;

на каждый зуб по 2-3 плавных движения.

Обязательно в процессе заточки следует переворачивать напильник. Это нужно для того, чтобы избежать неравномерной сточки.

Также важно заточить зубья с двух сторон. Только после завершения обработки первой стороны, бензопилу можно перевернуть

Хорошим решением станет установка шаблона для ограничителя. Указательная часть располагается между зубами. Выступ, образующийся над шаблоном, нужно будет сточить плоским напильником.

Ремонт бензопил своими руками: система смазки

Как правило бензопилой работают в далёких от чистоты условиях. И наиболее высоким нагрузкам при этом подвергается как раз пильная цепь. Её преждевременному износу препятствует система смазки инструмента, которая снижает разрушительный эффект нагрева и трения. Это не только увеличивает рабочий ресурс конструктивных узлов бензопилы, но и предотвращает растяжение цепи. Поэтому контроль над процессом смазки должен выполняться постоянно.

Бензопилы снабжаются масляным насосом, который забирает смазку из бака и подаёт его на цепь. Её конструкция включает специальные звенья – хвостовики. Проходя звёздочку шины они захватывают масло и распределяют его по всей длине цепи. Нижняя часть хвостовиков выполняется в форме крюка. Это позволяет снизить расход и потери смазочного материала. Для дополнительного удержания последнего хвостовики снабжаются дополнительными каналами и отверстиями. В распределении смазки также участвуют другие звенья пильной цепи, на которых для этой цели выполняются углубления особой формы.

Проверку качества работа системы смазки бензопилы провести несложно. При разгоне пильной цепи микроскопические частицы масла образуют след на поверхности обрабатываемого материала. Отсутствие такового говорит о том, что смазка на цепь не поступает. И наоборот, если при выключенном моторе смазка с неё буквально капает, это свидетельствует о необходимости прочистки паза шины, конструктивных отверстий и каналов цепных звеньев и регулировке масляного насоса .

Перед покупкой и установкой новой цепной гарнитуры следует убедиться в том, что система смазки бензопилы способна с ней справиться. Для улучшения же процесса смазки можно использовать современные масла на растительно-полимерной основе.

Инструменты необходимые для проведения работ

Приступая к клепке, первым делом необходимо убрать с цепи звено, для этого потребуется расклепать заклепки. Для расклепывания понадобится наковальня, молоток, тонкий бородок, тиски, болгарка со шлифовальным кругом или наждак. Эти инструменты не позволяют качественно провести работу, но зато они найдутся у каждого. Более культурный и бережный способ, снять заклепки при помощи специального пробойника.

Конструкций пробойников несколько, расскажем о самой популярной.

Пробойник для заклепок

Пробойник – станок, который применяется для снятия заклепок.

Он механический, работает по принципу пресса. В комплекте имеется специальная наковальня, в которой выбраны пазы для установки гарнитуры с различным шагом. Также имеются сменные наконечники, которыми и происходит выдавливание клепки.

Предлагаем посмотреть видео, в котором показано, как расклепать пильную цепь при помощи механического пробойника.

После того как цепь расклепана, необходимо снять старое звено, установить новое и заклепать. Для этого применяется станок заклепочно-обкатный. Он электрический, поэтому стоит гораздо дороже пробойного станка.

Заклепочно-обкатный станок

На станке установлен редукторный двигатель с высоким крутящим моментом.

Применяется для заклепки и прокатки гарнитуры с шагом от 1/4″ до 0,404″. Глубина пропила цепей, которые можно заклепать при помощи этого станка от 1,1 мм, до 2 мм (0,043″ — 0,080″). Вместе со станком поставляются специальные вращающиеся вставки и наковальни для разных типов. Вставки и наковальни промаркированы. Маркировка «А» означает, что вставки предназначены для гарнитуры с шагом 3/8″ и 0,404″. «В» — для 1/4″ и 0,325″.

Станок работает следующим образом. Пильная цепь с новым звеном и заклепками устанавливается в направляющие вставки. Ремонтное звено с установленными в неё заклепками прижимается рабочим валиком к наковальне, после этого включается двигатель и валик начинает вращаться, постепенно раздавливая заклепку, в этот момент, оператор станка немного увеличивает усилие прижима валика, закручивая регулировочный винт. Для наглядности, предлагаем посмотреть видео о работе заклепочно-прокатного станка.

Использовать такой станок для того чтобы клепать дома, не выгодно, т. к. он дорогой. Если необходимо переклепывать не регулярно, то можно обойтись и без него.  Рассмотрим, как укоротить цепь бензопилы своими руками без использования дорогостоящих станков. Начинать нужно с расклепывания и снятия звена.

Преимущества станка в том, что заклепанные с его помощью клепки практически не отличаются по качеству от тех, которые клепали в заводских условиях.

Цепные пилы

Stihl выпускает две версии ручных машин. стационарные FG 2 и мобильные FG 1, установленные непосредственно на шине. Существуют аналоги менее известных фирм, соизмеримые в цене с более простыми устройствами, описанными выше, например, это.

Рабочая часть этих устройств структурно напоминает циркулярную пилу, в которую вставляется круглый длинный файл вместо пильного диска. FG 1 и FG 2 не только заточить цепи, но и исправить их, отрегулировав длину верхнего края всех зубов под одним размером. самым маленьким зубом, который воспринимается как контрольный зуб. Довольно сложный механизм позволяет вам установить все необходимые параметры. Заточка производится на 2-3 движения, затем переходите к следующему зубу, сохраняя для него все настройки, которые были сделаны для контрольного зуба. Это обеспечивает одинаковые параметры шлифования для всех зубов. При шитье ограничителя круглый файл меняется на плоский.

Легко и удобно использовать электрический шлифовальный станок для бензопилы. Он имеет систему настройки, которая позволяет вам установить цепь под прямым углом и довести диск точно до заточенного края. Существуют машины, которые автоматически удерживают тиски, когда диск опускается на цепь.

Цепь – важный элемент конструкции бензопилы. Именно на нее приходится наибольшая нагрузка во время работы, поэтому требуется качественный и системный уход

При использовании любой модели важно знать, как правильно одевать цепь, следить за ее натяжкой. Если закрепить ее неправильно, есть риск растяжения и выхода из пазов

Снижается продуктивность пилы, а также увеличивается риск получения травм на высоких мощностях.

Устройство и принцип работы цепной электропилы

Прежде всего, стоит отметить, что электрическая цепная пила намного проще и удобнее в ремонте и обслуживании чем ее бензиновая родственница. Причин несколько:

  • Цепная пила имеет простую конструкцию.
  • Регулировка оборотов вращения ротора двигателя в электрической пиле осуществляется электроникой, поэтому в случае поломки достаточно просто заменить регулятор, а не разбирать и регулировать всю пилу.
  • Для диагностики поломок электрической части можно использовать обычный тестер.
  • Большинство деталей цепных электрических пил взаимозаменяемы.

Также схема компоновки цепной электрической пилы проще:

  • электромотор;
  • электронные блоки управления и безопасности;
  • редуктор;
  • механизм смазки пильной цепи и направляющей шины;
  • механизм блокировки;
  • рабочий орган – направляющая шина и пильная цепь.

Электрическая схема включает несколько взаимосвязанных устройств. Электрический шнур обеспечивает подключение пилы к электросети. Дальше идут микровыключатели – они обеспечивают подачу напряжения на обмотки двигателя и щетки ротора. Конструкция предусматривает два выключателя – на выносной ручке и на корпусе. Это необходимо для того, чтобы включение происходило только при нажатии обеих выключателей, когда инструмент берется двумя руками. Двигатель запускается от рабочего конденсатора и контролируется термореле. Термореле выполняет роль механизма безопасности – при повышении температуры обмоток оно отключает двигатель от сети, спасая, таким образом инструмент от перегрева.

Вращение от ротора через шестерни редуктора передаются на рабочую звездочку, которая и включает пильную цепь. Чтобы во время работы цепная передача не перегревалась, и не возникало дополнительного трения цепи о направляющую шину, в конструкции пилы имеется механизм смазывания. Во время работы машинное масло при помощи небольшого насоса подается на шину, где и происходит процесс смазки звеньев цепи.

Причины ослабевания цепи на бензопиле

Бензопила состоит из шины, ведущей рабочее полотно, и непосредственно цепи. Каждая из частей может выходить из строя, влиять на работу механизма.

Причин необходимости натяжения цепи на бензопиле несколько. Даже при натянутом ролике уже распилив несколько бревен можно столкнуться с провисанием элемента. Основными причинами появления неисправности являются:

  • ослабление шины;
  • растяжение полотна;
  • выход из строя ведущей звезды.

Растяжение звеньев происходит постоянно, что обусловлено особенностью конструкции. Чтобы выполнять свою задачу, осуществлять движение по заданной траектории и разрезать древесину, она состоит из множества остро заточенных под определенным углом звеньев. При помощи втулок они соединяются друг с другом. Между ними есть люфт, зазоры.

Под действием повышения температуры металла во время работы этот люфт увеличивается, сталь расширяется и удлиняется, деформируется рабочее полотно.

Потенциальные проблемы одних частей конструкции вызывают нарушение других, так как объединены в систему

Поэтому важно своевременно обратить внимание на нарушение работы пилы на начальном этапе, заменить поломанную деталь или отрегулировать ее

Возможными причинами растяжения основной части бензопилы может быть работа в неблагоприятных условиях (попадание грязи, пыли), неправильная работа масляного насоса (отсутствует смазка звеньев), использование материала низкого качества.

Ослабла шина

Шина – направляющая цепь на электрической пиле. Она изготовлена из нержавеющей стали, от технологических характеристик которой зависит долговечность изделия. При изнашивании деталь подлежит замене и не ремонтируется. Если шина ослабла, то часто это связано с перегревом полотна, что может происходить по нескольким причинам, помимо возраста эксплуатации:

  • несоответствие размера хвостовика цепи ширине канала;
  • если шаг звена не подходит параметрам установленной звездочки.

Кроме изменения параметров направляющего полотна, растянуться может и сама рабочая зона. Будучи основной частью инструмента, она отвечает непосредственно за качество среза.

Растянулась цепь

Вероятность, что рабочая зона может провиснуть, выше у новой конструкции или после длительной эксплуатации. Причинами растяжения могут быть:

  • выбор товара, изготовленного из некачественных материалов;
  • нарушение системы смазки полотна;
  • если не исправна звездочка или шина.

Долговечность металлической ленты зависит от стиля работы оператора. Если бытовой инструмент применять с большой нагрузкой, то срок эксплуатации сокращается.

Проблемы с ведущей звездой

Конструкция бензопилы такая, что двигатель должен передать энергию на ленту, где расположены зубья. Для этого предназначена деталь, имеющая форму звезды. Она принимает, сохраняет и передает тягу от двигателя непрерывно, нагревается во время работы.  На срок эксплуатации ведущей звезды влияет шаг строя зубьев, под каким углом они располагаются и насколько правильно заточены.

Если вовремя не произвести натяжение цепи на бензопиле и не заменить деталь, то это чревато дорогостоящим ремонтом:

  • полотно начинает резать по кривой траектории;
  • повышается нагрузка на двигатель, что повышает риск его выхода из строя;
  • обрывается пружина сцепления;
  • деформируется поршень двигателя инструмента.

В инструкции к пиле указаны нормы, при которых эксплуатируется часть механизма. При отклонении более, чем на 0,5 мм нужно менять звездочку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Digital discount
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: